В России водители-дальнобойщики часто игнорируют правила труда и отдыха, преодолевая огромные расстояния в день. Водитель международных рейсов Валерий Орлов убежден, что чрезмерные переработки наносят вред здоровью.
В своем видео на YouTube Валерий поделился мнением о соблюдении режима РТО. Он отметил, что в странах Евросоюза за несоблюдение РТО очень высокие штрафы. В Польше они стартуют с 100 злотых (2 тыс. руб.) за небольшое нарушение и до 2000 злотых. Если водитель с утра не осмотрел машину и не сделал техобслуживание (ЕТО), ему придется заплатить 1500 злотых (примерно 350 евро или 28 тыс. руб.).
Валерий рассказал случай, когда он ехал в Козловичи (Беларусь) за ним следовала машина из Брянска. На подъезде к посту пропуска их притормозили транспортные инспекторы. У Валерия все было в порядке, а вот его коллега допустил нарушение — он забыл заполнить разрешительный документ (дозвол) и был оштрафован на 10 тыс. злотых (около 180 тыс. руб.).
В России штрафные санкции за несоблюдение режима труда и отдыха относительно невелики — обычно они составляют 2-3 тыс. руб. Однако в Европе за подобные нарушения оштрафуют на 500-2000 евро. Валерий привел пример белорусского дальнобойщика, который неоднократно игнорировал РТО и был оштрафован в Германии на внушительную сумму в 32 тысячи евро. В Беларуси штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха тоже ощутимы для кошелька водителей.
Почему же в России не повышают размеры штрафов за нарушение РТО, ведь уровень доходов в стране все-таки несопоставим с европейским? По мнению Валерия, причина кроется в желании фирм (ТК) поддерживать своего рода «рабство» среди дальнобойщиков. Работодателям выгодно, чтобы водители наматывали тысячи км в сутки, трудились круглосуточно, обеспечивая непрерывный доход. Большие штрафы невыгодны перевозчикам — водители будут вынуждены соблюдать режим, проезжать меньшие расстояния, больше отдыхать.
На российских просторах сложилась ситуация, когда дальнобойщики вынуждены трудиться за минимальную плату. Транспортные компании извлекают значительную выгоду из подобной эксплуатации.
В Европе и США строже следят за режимом работы и отдыха водителей. Нарушители закона отбирают заказы у участников рынка, создавая недобросовестную конкуренцию. Чтобы не допустить функционирования нелегальных перевозчиков установлены крупные штрафы. У ТК нет соблазна заработать вне правового поля.
Польская компания дважды в год предоставляет для проверки сведения с тахографов всех автомобилей в инспекцию. Контролируется режим работы водителей, места их пребывания, страны. В машинах установлена телематическая система, отслеживающая местоположение транспортного средства, уровень топлива в баках, соблюдение водителем режима труда и отдыха. Эта информация доступна для инспекции в любой момент.
Валерий убежден, что работать в качестве раба, трудясь круглосуточно за 60 тыс. руб., неразумно. Ту же сумму можно зарабатывать, соблюдая нормальный режим. Однако немногие разделяют мнение. Профсоюзы, общественные деятели ведут борьбу за нормированный рабочий день не выше 8 часов, обеденные перерывы и выходные.
Все стремятся работать меньше, но зарабатывать больше. В сфере дальнобойных перевозок царит обратная тенденция. Водители трудятся 12-15 часов в сутки, получая при этом скудное вознаграждение. Соглашаясь на подобные условия работы, они рискуют своим здоровьем, редко видятся с семьей.
Если водители отказывались бы работать сверхурочно, без перерывов, требовали полноценный отдых, ситуация изменится к лучшему. Они могли бы трудиться в нормальном человеческом режиме, получая при этом достойную зарплату.
Чем больше продолжительность рабочей смены водителя-дальнобойщика, тем меньше стоимость одного часа его труда. К примеру, на работе с окладом в 30-35 тыс. руб. люди задействованы в течение обычной 8-часовой смены. Дальнобойщики же трудятся вдвое больше, проводя за рулем 12-13 часов, отдыхают всего 5 часов, и при этом зарабатывают лишь 60 тыс. руб. Стоимость одного часа их труда оказывается мизерной.
Для доставки срочного и скоропортящегося груза разработаны разумные схемы. Одна из них предполагает работу команды, в которой водители сменяют друг друга за рулем. Еще вариант — плечевые перевозки, когда один водитель доставляет груз из Москвы в Нижний Новгород. Дальше едет отдохнувший напарник.
Пока размер санкций за нарушения РТО не будет увеличен, не усилится контроль как в Европе, в российских грузоперевозках не наступит порядка. Были введены тахографы, установлен режим работы и отдыха. Но все эти меры игнорируются —водители продолжают ехать 12-13 часов, преодолевая тысячи километров ежедневно. Сделали вид, что все идет как положено, однако подобная практика недолговечна. Через 1-2 года у дальнобойщиков начнутся проблемы со здоровьем: со спиной, сердцем и другими органами. А если в пути из-за переутомления произойдет авария с опрокидыванием фуры, то водителю придется всю оставшуюся жизнь работать на компенсацию ущерба транспортной компании.
Подобный ненормированный график активно пропагандируется среди блогеров, ведущих тематические каналы. Просматриваешь один канал — блогер работает, проезжая тысячи км в день, и считает это нормой. Другой канал демонстрирует ту же картину, показывает, что так должно быть.
Сформировалась своего рода норма — водитель обязан: преодолевать тысячи км ежедневно, экономить топливо, самостоятельно загружать и разгружать транспортное средство, не допустить аварийной ситуации. Тогда он заслужит похвалу и получит свои 50 тыс. руб. Если в пути случится поломка, придется бесплатно устранить неисправность собственными силами.
Многие эксперты сходятся во мнении, что соблюдение режима труда и отдыха влечет за собой наведение порядка во всех сферах грузоперевозок. Если удастся добиться выполнения норм РТО, в отрасли воцарятся дисциплина и организованность. Одних лишь штрафов недостаточно, необходим жесткий контроль за соблюдением установленных правил. Когда нормы РТО станут нерушимыми, повысятся и ставки оплаты труда водителей. Станут трудиться в комфортных условиях, с регулярными периодами полноценного отдыха. Это приведет к повышению безопасности на дорогах.
Представленная статья основана на материалах с YouTube-канала Валерия Орлова, где он поделился своими размышлениями о режиме труда и отдыха водителей-дальнобойщиков.
Редакция вправе не согласиться с точкой зрения автора.